Директор Ассоциации «Центрлак», вице-президент Российского союза химиков Геннадий Аверьянов дал развернутые комментарии по этому поводу.
- Геннадий Владимирович, насколько ощутимо прекращение поставок иностранных ЛКМ для российской индустрии ремонта и производства автомобилей? Насколько значительную долю рынка они занимали?
- Рынок авторемонтных материалов для иностранных поставщиков - достаточно важная тема. Авторемонтные ЛКМ, как правило, - это системные покрытия, состоящие из нескольких технологически связанных лакокрасочных материалов. Иностранных брендов в этом секторе достаточно много. Каждая иностранная фирма занимала небольшую долю рынка, от 1% до 5%. Подавляющее большинство иностранных ЛКМ производилось за рубежом. Фактически, наши потребители зарубежных ЛКМ помогали развивать производство за границей. Российские производители сегодня производят широкую линейку авторемонтных покрытий, охватывая весь необходимый ассортимент лакокрасочных материалов. Потребителям необходимо переключаться на российские лакокрасочные материалы. Что касается производства новых автомобилей, то надо разделять ЛКМ для легкового и коммерческого автотранспорта. Для коммерческого автотранспорта выпускаем весь ассортимент ЛКМ. Для легкового почти весь, за исключением конвейерного катафорезного грунта. В сегменте легкового автотранспорта производители авто помогали развивать и загружать мощности западных компаний. Доля иностранных конвейерных ЛКМ в этом секторе большая, от 60% до 100%, в зависимости от производителя.
- Наблюдается ли сейчас дефицит таких материалов?
- Точной информации Ассоциация не имеет. Но ни к нам, ни в Минпромторг с подобными вопросами дефицита никто не обращался. Вероятно, запрет поставок ЛКМ и химического сырья, введенный пятым пакетом санкций стран ЕС, рождает вопрос возможного дефицита иностранных ЛКМ и не совсем ритмичного выпуска ЛКМ российскими предприятиями. В производстве ЛКМ в России идет постепенная переориентация предприятий с западного сырья на сырье из стран АТР. Вопрос не простой, не быстрый, но динамика положительная.
- Есть ли сейчас компании, которые не прекратили поставки в Россию?
- Да, есть. Четыре иностранные компании заявили об уходе с рынка России. Это компании, которые поставляли промышленные ЛКМ: Hempel, Jotun, Basf, порошковые и декоративные ЛКМ - Teknos. Однако в РФ локализовали производство 10 транснациональных компаний, и 210 иностранных компаний экспортировали в РФ свою продукцию. Российский рынок ЛКМ для всех мировых транснациональных игроков - «большой пирожок, который лучше постоянно кушать». По этой причине прогнозируем иные пути поставок импортных ЛКМ в связи с вводом пятого пакета санкций. Например, через страны Азиатско-Тихоокенаского региона. Тем более, что все транснациональные компании имеют заводы в разных странах мира. Для развития отечественной лакокрасочной промышленности необходимо больше заказывать продукции у российских производителей. Мощности российских предприятий в полтора - два раза превышают потребности рынка.
- Работает ли параллельный импорт в отношении ЛКМ и может ли он компенсировать остановку официальных поставок?
- Вполне возможно. Но повторяю, что российские предприятия выпускают почти всю линейку лакокрасочных материалов современного ассортимента.
- Возможно ли заместить иностранные автокраски отечественными, либо в этой индустрии есть «незаменимые» компоненты, которые у нас не производятся?
- Очень даже возможно. Необходимо развивать кооперационные отношения, заказывать продукцию на отечественных предприятиях, выдавать ТЗ на разработку перспективных покрытий не иностранным предприятиям, а своим, национальным. Это касается как частного бизнеса, так и госзакупок. Если под автокрасками понимается ЛКМ для ремонта автомобилей, то, как сказал выше, российские предприятия выпускают весь ассортимент ЛКМ. Если для новых автомобилей, т.е. нужна промышленная конвейерная окраска легкового автотранспорта, то в этой области есть вопрос катафорезного грунта, который для легкового автотранспорта поставляется зарубежными компаниями. В этом сегменте ЛКМ тоже уже есть отечественные разработки.